Обложка март-апрель 2015

Начитавшиеся классики и блогов. Впечатления участника конференции КФ МГЭИ. Часть вторая. Бренд Вятки

Сегодня я продолжу делиться впечатлениями от услышанного на конференции КФ МГЭИ. Тем паче, что уважаемые коллеги, не попавшие на эту конференцию, сочли мой первый рассказ полезным и просили остановиться поподробнее на дискуссии о бренде региона, которая состоялась на секции связей с общественностью и рекламы. В роли спикера этой секции выступил Вадим Алексеевич Тимшин, бессменный заведующий кафедрой связей с общественностью КФ МГЭИ.


Участники секции связей с общественностью и рекламы. Справа - руководитель секции, бессменный заведующий кафедрой связей с общественностью КФ МГЭИ Вадим Тимшин, слева - доцент ВГГУ Юлия Игошина. Фото Анастасии Решетниковой.

Напомню, что тема регионального бренда прозвучала еще на пленарном заседании, на котором доктор филологических наук Людмила Викторовна Калинина представила доклад «Слова Вятка, вятский и Киров, кировский в восприятии жителей города Кирова». А на секции эту тему задал сам Вадим Тимшин, доклад которого назывался «Имиджеобразующие факторы Вятского края: Анализ мнений известных людей». Вадим Алексеевич ввел в оборот очень интересный эмпирический материал. Он проанализировал опубликованные в вятских газетах интервью заезжих знаменитостей – политиков, музыкантов, артистов, телеведущих, которых наши журналисты, конечно же, постоянно спрашивают, что запомнилось гостям на Вятке, в чем отличия нашего края от других?

 

Ответы получились разными, иногда достаточно радикальными, как у Бориса Гребенщикова. БГ (с которым наши пути по планете последний раз пересекались в Вене в 2007-м), сказал в интервью «Источнику новостей», что никак не может отличить Вятку от Сан-Франциско.

«Каждый раз, попадая в Сан-Франциско, ищу белую беседку над рекой, а на Вятке никак не могу найти перекресток Эшбери и Хайт. Но я уверен, что еще немного, и эти любимые мною города незаметно для обыденного глаза сольются в один. И знающие путь легко смогут переходить из одного в другой – от Трифонова монастыря прямо к церкви Святого Джона Колтрэйна
, например».

А Лев Новоженов считает, что «Киров ломает стереотипные представления о провинции – здесь жизнь кипит, все что-то дружно делают».
(Обе цитаты - по сборнику материалов конференции)

Понятно, что у Льва Юрьевича такое впечатление сложилось, потому что он впервые побывал на Вятке в прошлом октябре на Фестивале СМИ, и там действительно жизнь кипела, и все что-то дружно делали. Но в том-то и заключается важный вывод, к которому подводит своим докладом Вадим Тимшин, что за пределами нашего города и региона впечатление о нас складывается не совпадающее с тем, что мы сами о себе думаем. О нас знают, либо то, что написали классики (а это ссыльные, не довольные своей ссылкой, и тот же Лев Новоженов признавался нам с Еленой Урмацкой, что перед приездом на Вятку он перелистал соответствующие страницы Герцена и Салтыкова-Щедрина), либо то, что о нас знает Google (но это относится к молодежи, не читавшей классиков), либо то, что сами увидели на Вятке. Причем с точки зрения формирования имиджа региона последнее гораздо важнее всего остального. Потому что если человек прочитал одно, а увидел другое, в его индивидуальном сознании возникает конгнитивный диссонанс, который и есть инструмент изменения общественного сознания.

Если мы чего-то не видели сами, скажем, не бывали в Индии или на Вятке, то судим об этом на основании получаемой информации. Разумеется, стараемся основывать свои суждения на источниках, заслуживающих доверия… Например, на классиках (не довольных вятской ссылкой) или на Google, который находит «Дневник губернатора» (главный месседж которого характеризует вятское население как патерналистски настроенное, консервативное и никак не динамичное) и «Наблюдатель» (который сами знаете, что и как на Вятке наблюдает). Ну еще время от времени попадает на первую страничку результатов поиска какой-нибудь скандал – то завод «Молот» засветится, то Юденич возьмется обсуждать удаленную в трэш запись в блоге Матвеева, из которой ясно только, что женщину зарезали, «Скорая помощь» не приехала, а фельдшера в этой глухой деревне оптимизировали и правильно сделали.

А потом приезжают начитавшиеся всего такого гости на Вятку, и с удивлением (точнее, с когнитивным диссонансом) видят, что «жизнь кипит», «все что-то дружно делают», а набережная Грина сильно смахивает на берег San Francisko Bay. И эти люди говорят, что все, оказывается, не совсем так, как пишут Герцен и Белых, Салтыков-Щедрин и Юденич. И если мы позаботимся о том, чтобы высказывания БГ и Льва Юрьевича оказывались первыми, которые находит поисковик (а для этого надо процитировать их в статье про нас в Википедии, плюс разместить недорогую, но эффективную контекстовую рекламу, о преимуществах которой убедительно рассказал на секции Роман Козьмин, ну и сделать еще несколько стандартных шагов), то ситуация изменится достаточно быстро. Потому что стереотипы, которые складываются в массовом сознании и затем интернализируются сознанием индивидуальным, как раз и составляют основу того феномена, которое принято называть имиджем региона.

В заключение этого разговора добавлю, что по данной теме на секции выступили также:

- Ксения Менчикова с докладом «Брендинг территорий: перспективы развития»;

- редактор нашего журнала Римма Сорокина (тема ее доклада «Экспертный совет журнала ТДТ как инструмент формирования гражданского общества и новый формат организации СМИ»);

- Татьяна Сапегина, пресс-секретарь Федерации альпинизма и скалолазания Кировской области, которая рассказала о роли рекламы и PR в выходе нашего ледолазания на мировой уровень.

Хочу еще поделиться впечатлениями от интереснейших докладов Андрея Савинова, Алексея Калинина и Юлии Игошиной, но в контексте этого разговора они, что называется, офф-топ, так что будет еще и третий мой пост, посвященный конференции КФ МГЭИ. Пока не готов сказать, когда, но обязательно будет.