tdt_new (tdt_new) wrote,
tdt_new
tdt_new

Categories:

Из журнала ТДТ № 2 март 2012

      
      

«С кого начинается Родина?»

Старая Вятка

В 14 лет я на один летний месяц стала почтальоном. Вставала  в 4 утра, чтобы к 5-ти успеть добраться с улицы Милицейской на главпочтамт. А там часами перелопачивать килограммы  пахнущих краской газет, от чего руки становились чёрными, складывать всю «разноску» в сумку и…в путь. Район почтамта был для меня совсем незнакомым, с множеством старых, деревянных домов, куда вход был через калитку, где запросто могла встретить «злая собака»… Вот так прошло моё боевое крещение «Старой Вяткой», о существовании которой пришлось узнавать «ногами и руками»… Помню, как однажды нужно было доставить заказное письмо по адресу «ул. С. Халтурина, д.15». Входная дверь поддалась с трудом, я уж было приготовилась испугаться... И вдруг моему взору открылись за обшарпанной дверью другие, красивые двери, в проёме появилась изящная лестница, очень высокий потолок и необычная плитка на полу …




Пока я стояла, разинув рот от увиденного, выскочила какая-то девица, схватила конвертик и быстро исчезла в «апартаментах», как я сразу мысленно окрестила то, что за дверью. Очутившись на улице, я уже с большим интересом пригляделась к дому: от него веяло уютом и таинственностью. Но на углу дома висела табличка «общежитие городского торга» и вопрос возник сам по себе: «Разве в таком роскошном доме может быть общежитие?»… Потом мне ещё не раз пришлось заглядывать в сиренево-яблоневые заросли  вокруг дома, чтобы пробраться по тропинке к двери с почтовым ящиком. Но случалось это редко: в общежитии газет никто не выписывал… Да и месяц быстро прошёл. И век закончился…

Дом вятского архитектора И.А Чарушина
  
                                               Выход из дома в сад на Пятницкой, 15

… В 21-ом веке я уже каждый день прохожу мимо  того загадочного дома по адресу: «ул. С.Халтурина, д. 15», потому что живу неподалёку. Для меня лично он снова ожил. Из детства, в котором на уроках истории нам рассказывали  всё больше про партийные съезды и ленинские зачёты. Поэтому мы даже не догадывались, что до 1918 – го года на карте России была не просто Вятка, а красивый, чистый, утопающий в зелени город. И что люди там жили не только и не столько из среды «униженного и оскорблённого» пролетариата. Была настоящая культурная среда, не хуже столичной. Когда узнала про дружную семью талантливого вятского архитектора и грустную историю разорения дома-усадьбы, то поняла, что неслучайной была моя мимолётная детская встреча с этим домом. Судьба? Накануне 2010 года  этот дом, построенный, между прочим, в городе Вятке ещё в начале 19-го века, всё-таки обрёл скромную мемориальную доску «Дом вятского архитектора И.А.Чарушина (1862-1945 гг.)». Исполнилась мечта подвижников, которые пытаются восстановить историческую справедливость. Дом – усадьба Чарушиных должен стать музеем! В прошлом году от имени общего собрания членов Кировского отделения  Союза архитекторов России главе города Кирова было направлено письмо, в котором изложены весомые доказательства необходимости такого музея и предложения по его организации. Вот цитата из письма:

 «Особое место в ряду архитектурных произведений И. А. Чарушина занимает его собственный дом, который сохранился и находится по ул. Ст. Халту­рина, 15 г. Кирова. В 1895‑1897 гг. на площади Иоанно-Предтеченской церкви на основе купленной усадьбы архитектор создает уникальный дом и сад. Древняя площадь сохранилась до наших дней в своих исторических границах и окружена архитектурными произведениями мастера (дом, школа, храм). Площадь, несомненно, является памятником градостроительного искусства и должна носить имя достойнейшего представителя Вятской земли – архитектора И. А. Чарушина.

  Дом архитектора и усадьба в исторических границах должны стать Музеем архитектуры и градостроительства города, в котором разместится экспозиция материалов исторических периодов градостроительства и архитектуры с XIV до XXI века, творческой деятельности губернских и советских архитекторов, современных и перспективных градостроительных документов, фото-видео зданий и сооружений города. Сегодня дом И. А. Чарушина является памятником истории местного значения (Решение облисполкома от 28.03.1983 г., № 6/191), однако коммунальные квартиры дома находятся в ветхом и аварийном состоянии. Расселение дома по программе ликвидации аварийного и ветхого жилья и организация в доме Музея архитектуры города – это, возможно, сегодня одно из главных мероприятий в придании столичных функций г. Кирову.

В течение ряда лет Научный центр кафедры архитектуры и градостроительства Вятского государственного университета проводит исследования и концептуальное проектирование по памятникам архитектуры Вятской земли, среди которых особое место занимают здания и сооружения исторического города и огромное творческое наследие И. А. Чарушина.

При принятии решения о создании и организации Музея архитектуры города Научный центр ВятГУ разработает варианты концепции и экспозиционный план музея, передаст проекты, макеты, документы, видеофильмы по архитектуре и градостроительству города, а также материалы творческого наследия и личные вещи И. А. Чарушина для создания мемориального кабинета.

В основном зале музея будет представлена портретная галерея выдающихся русских и вятских архитекторов и строителей, которые работали на Вятской земле, в том числе портрет (бюст) А. Л. Витберга и его материалы от проекта храма Христа Спасителя в Москве до Александро-Невского собора в Вятке. Впервые в истории будут выставлены градостроительные материалы Хлынова – Вятки – Кирова, исторических городов, ансамблей, зданий, макетов от древнего кремля Хлынова до современных и будущих зданий.

Музей им. И. А. Чарушина должен стать архитектурным центром постоянной градостроительной выставки города (новый генплан, микрорайоны, проекты застройки, зданий, сооружений и благоустройства), проведения Градостроительных Советов, работы Вятского общества имени архитектора И. А. Чарушина, конференций, круглых столов, конкурсов, периодических выставок и творческих встреч.Музей достойно войдет в созвездие музеев города. К письму прилагались более трёхсот подписей жителей города и области, которые были собраны в Кировской областной научной библиотеке им. А.И. Герцена во время «Архитектурных четвергов»… Через 2 месяца после регистрации письма из больших кабинетов на улице Воровского пришёл замысловатый ответ. Никто так и не понял, о чём он, как ни вертели. Но почему-то показалось, что это просто отписка и неинтересно чиновникам нашего города поднять на должную высоту человека, создавшего городу красивое «лицо». Которое, кстати, активно  используется на плакатах, в книжках, на грамотах, в открытках в виде символов города: «Магазин купцов Клобукова и Ухова», «Особняк Т.Ф.Булычёва», Свято-Серафимовский храм… Все, построенные вятским губернским архитектором и губернским инженером Иваном Аполлоновичем Чарушиным здания, за исключением храмов, разрушенных в разные годы по инициативе советских чиновников, ЖИВЫ! И, между прочим, перед ними стоит снять шляпу, ведь тому же дому Чарушина больше двух сотен лет. Вот как Иван Аполлонович его перестроил и укрепил в 1895 и 1907 годах! Продлил жизнь на век. А что за город  останется после сегодняшних «главных архитекторов»? С хаотично натыканными «там и сям» торговыми центрами,  непонятно на каких основаниях выросшими высотками…Город, стыдливо прикрывающий баннерной тканью облупившуюся штукатурку старинных домов, на которой начертаны (см.фото) «три вечные ценности начала 21 века»… Так и хочется закричать от отчаяния: « Где Вы, Иван Аполлонович Чарушин, с Вашим безупречным чувством меры и красоты…»

Экскурсия по городу

Дом И.А. Чарушина на Пятницкой, 15

Когда  в наш город приезжают важные персоны, им организуют «экскурсию по городу». Не все гости, кстати, соглашаются: «Да чем вы можете удивить, в провинциальных  городах везде всё одинаково…». Обидно, что многие кировчане легко соглашаются с этим утверждением. Кстати, я люблю путешествовать и бывала в разных российских и зарубежных городах. Везде посещаю обзорные экскурсии и музеи, и нигде, ни в одном городе НИКТО не рассказывал мне о человеке, который бы спроектировал в одной отдельно взятой губернии (провинции, кантоне) более 500 капитальных сооружений, создал  цивилизованное лицо  провинциальному городу, его культурную среду. Зато везде цепляются за любую персону, на интересе к которой можно привлечь любознательных туристов. Осенью прошлого года ездила на экскурсию в окрестности будущего олимпийского Сочи, которая называлась «Дом Кошмана». Тема - развитие самого северного чаеводства в мире, которому некто Кошман родоначальник. Так вот, в этом «Доме» две убогонькие комнатушки с советскими фото рабочих чаеводческих плантаций, семьи Кошмана, образцы чая и…коллекция ширпотребовских чайников китайского производства. Нас быстро-быстро провели дальше, на саму чайную плантацию, пока остроглазые и дотошные москвичи не успели понять, что «Вот, собственно, и всё про «Дом Кошмана»…А у нас и дом, и площадь, и школа, и храм…Всё в одном месте и всё «руки» одного земляка…  Но мы этого не замечаем. У нас грядут другие «Олимпийские игры». В сказку поверить куда проще, чем в масштаб реальных личностей родного Отечества.  

Мир в семье. Мир семьи

…Будучи человеком высокообразованным, Иван Аполлонович Чарушин кроме живописи  увлекался театром, играл в самодеятельных пьесах, музицировал (в доме всегда звучала музыка, был рояль и фортепиано).
В доме, созданном им для благополучия семьи, всё было продумано до мелочей. Когда Архитектурный студенческий центр ВГУ под руководством Людмилы Борисовны Безверховой провёл  историко-архивные исследования,  а студенты выполнили проекты реконструкции дома, открылся не просто замысел талантливого архитектора-художника… Открылся духовный мир семейства, который он создавал вместе со своей супругой Любовью Александровной, в котором дети росли в атмосфере любви,  комфорта и уюта домашнего очага…Даже я, почтальонка 14 лет, попав в общежитский мир бывшего счастливого дома, почувствовала то тепло и ту красоту, которыми  дом был напитан на века… Рассказывает Л. Безверхова: «Все южные окна в доме выходили на храм небесного покровителя Чарушина - Иоанна Предтечи. Самое большое окно было в кабинете. Под кабинетом - техническое оснащение дома. И тепло, и вода были свои. В гостиной части Чарушин разделяет анфиладу южных комнат аркой прекрасной резной работы.  Столовая с выходом на веранду и в сад замыкала анфиладу с восточной стороны. Спальни детей, хозяйственные постройки – в северной части дома. В 1907 году Иван Аполлонович пристроил в северном направлении летнюю комнату с изысканной ванной. Ещё были небольшой флигель, сарай-каретник и разнообразные животные-любимцы детей Евгения и Владимира. Весь дом, благодаря увлечению супруги ботаникой, утопал в зелени. А про сад в городе ходили легенды, ведь там росли диковинные для Вятки растения, фруктовые деревья, радовал глаз фонтан, украшенный морскими раковинами…» По свидетельству очевидцев, фонтан ещё недавно был жив, но «разобран физматлицеем», находящимся рядом с Домом И.А.Чарушина. Вряд ли погружённые в мир высоких технологий лицеисты подозревают о таком почётном соседстве. Пару лет назад они в прямом смысле даже отгородились от Дома… Так же, как отгораживаются сейчас те, которые дом могли бы спасти. Спасти заповедный островок патриархальной Вятки, где жили счастливые семьи, которые  являли опору настоящим, а не придуманным ценностям. Я не против сказочных героев, пусть будут, посмешища ради, коль это сейчас коммерчески выгодно и кому-то «прикольно». Но, может быть, сначала откроем реальных героев своего Отечества, которые без ложного пиетета талантливо творили дело и окружали свою семью, город Вятку красотой и добром. Весь мир признаёт истину: человеку, чтобы вырасти человеком, нужен высокий человеческий же образец. Не секрет, что в среде обезьян человек ими и становится. И, по логике вещей, скоро в нашей вятской заболоченной местности будут водиться… сами знаете кто. Нам ЭТОГО надо?..

                                                                                                                    Светлана Бушмелева

Из журнала "ТДТ" № 2 март 2012 год, с.44-47
Заказать журнал можно по электронному адресу centr-vyatka@mail.ru

Живой журнал ТДТ. - 2012. - № 40    

Tags: Бренд Вятки, Вятка, Иван Чарушин, Орлов, Светлана Бушмелева
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment